Методы и техники экзистенциальной психотерапии.

Он знаком практически каждому. Его экзистенциальное присутствие в человеческой жизни блестяще описано Ирвином Яломом: Страх смерти имеет огромное значение в нашем внутреннем опыте: Но все же обычно этот страх не разрушает жизнь. Каждый человек проделывает немалую внутреннюю работу, чтобы научиться жить с этим страхом и защищаться от него. Однако чрезмерно жесткие защиты, основанные на отрицании, игнорировании этой данности нашего существования, при определенных обстоятельствах не выдерживают и могут порождать различные формы психической патологии, прежде всего тревожные расстройства, экстремальный рост которых в современной культуре отмечается многими авторами Шиньон, Смерть как неотъемлемая часть человеческой жизни давно оказалась на задворках современной культуры. Ее, как нищенку или незванного гостя, не пускают через парадный ход, но за это она мстит современному человеку, повергая его в состояние страха и полной растерянности при неизбежной встрече. Египтяне имели обычай во время празднеств вносить в торжественную залу наряду с лучшими яствами мумию какого-нибудь покойника, а после пира показывали присутствующим огромное изображение смерти.

И. Ялом. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Все, что я знаю, это недалекая моя смерть, и самое недоступное моему познанию — та же неизбежная для меня смерть. Блез Паскаль О временности своего пребывания на этой земле и о неизбежности движения жизни по направлению к смерти мы осведомлены так же хорошо, как и о непредсказуемости того, где и когда подстережет нас наше последнее мгновение.

В самом деле, смерть — это единственное, что произойдет с нами непременно. Если мы однажды где-то появились на свет, мы когда-нибудь обязательно его покинем. Все остальные события нашей жизни — встречи и расставания, победы и поражения, обретения и потери — могут произойти или не произойти.

Жизнь без страха смерти Но страх смерти или иной форме есть у всех людей, просто обычно мы стараемся выкинуть Книга Ирвина Ялома по праву считается классической работой. Экзистенциальная психотерапия.

Именно это имели в виду стоики, когда говорили: Сантаяна выражает это так: Страх смерти имеет огромное значение в нашем внутреннем опыте: Это темное, беспокоящее присутствие, притаившееся на краю сознания. В раннем возрасте ребенка глубоко поглощает вопрос смерти; преодоление мучительного страха уничтожения — фундаментальная задача его развития. Чтобы справиться с этим страхом, мы воздвигаем защиты против сознавания смерти, основанные на отрицании и формирующие наш характер; если эти защиты дезадаптивны, они порождают клинические синдромы.

Иными словами, психопатология есть результат неэффективных способов преодоления смерти. Наше отношение к смерти влияет на нашу жизнь и психологическое развитие, на то, в чем и как мы теряем уверенность и силу. Жизнь и смерть взаимозависимы; они существуют одновременно, а не последовательно; смерть, непрерывно проникая в пределы жизни, оказывает огромное воздействие на наш опыт и поведение. Смерть — первичный источник тревоги и, тем самым, имеет фундаментальное значение как причина психопатологии.

Всему на свете приходит конец — это одна из наиболее самоочевидных жизненных истин, так же как и то, что мы боимся этого конца и тем не менее должны жить с сознанием его неизбежности и своего страха перед ним. Стоики говорили, что смерть — самое важное событие жизни. Научиться хорошо жить — это значит научиться хорошо умирать, и наоборот, уметь хорошо умирать значит уметь хорошо жить.

Как избавиться от страха смерти: советы и психотерапевтическая помощь

Интегрирование образа с личностью. Линде приводит 10 основных методов трансформации состояний: Сосредоточение внимания на негативных качествах образа, созерцание его нежелательного качества для того, чтобы оно постепенно исчезло и вместе с ним исчезает негативное состояние. При этом необходимо различать негативные и позитивные качества образа.

Позитивными характеристиками являются цвета, соответствующие природным реалиям голубой, синий, серебристый, золотистый, белый, прозрачный.

В экзистенциальном анализе страх смерти является глубинным источником в психотерапии с этим молодым человеком была работа с его страхом.

Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо. Экзистенциальный подход включен далеко не во все программы подготовки психотерапевтов кое-где он даже не упоминается. Для многих философски образованных людей этот термин несет в себе целый ряд значений: Хотя экзистенциальные мыслители могут занимать разные позиции, все они исходят из одного допущения: Таким образом,существование — ключевое понятие в моем подходе.

Ответ легко доступен и находится внутри нас. Это вопросы смерти, одиночества, смысла жизни и свободы. Так, Карл Юнг и Виктор Франкл подчеркивают, что большинство пациентов обращаются к терапии из-за потери смысла жизни. Так существует ли экзистенциальная психотерапия? Что экзистенциальный терапевт должен делать на сеансе? Бывают сеансы, когда мы с пациентом надолго погружаемся в экзистенциальное содержание. Вот так это должно быть.

Успешный терапевт никогда не станет навязывать то или иное содержание:

Экзистенциальная психотерапия И. Ялома

Теренций Хотя эта глава адресована в первую очередь психотерапевтам, я старался использовать как можно меньше профессиональных терминов, и надеюсь, что она будет понятна любому читателю. Даже если вы не психотерапевт, не откладывайте книгу. Мой психотерапевтический метод не является общепринятым. Экзистенциальный подход включен далеко не во все программы подготовки психотерапевтов кое-где он даже не упоминается.

В этой книге обсуждаются четыре конечные данности: смерть, свобода, изоляция и в то время как экзистенциальная формула – с сознавания и страха. и имеют самое непосредственное отношение к работе клинициста.

Психотерапия Кому присущ такой страх Вообще, страх перед смертью присущ всем психически здоровым людям. Обусловлен он, с одной стороны, неизвестностью и неопределённостью, которые несёт сама смерть. С другой стороны — заложенным стремлением любого живого организма к выживанию. Однако танатофобия развивается далеко не у всех. Но, окунувшись в водоворот ежедневных дел, подобные мысли уходят на задний план.

В случае патологического расстройства, присутствует постоянный страх смерти и навязчивая тревога.

Страх смерти: культуральные источники и способы

Первый из них я обсудил: Второй, к которому я собираюсь сейчас обратиться, основан на предпосылке, что страх смерти составляет первичный источник тревоги, присутствует уже на ранней стадии жизни, влияет на формирование структуры характера и в течение жизни продолжает порождать тревогу, являющуюся, в свою очередь, причиной как явного психологического неблагополучия, так и возникновения психологических защит. Начнем с некоторых общих терапевтических принципов.

Важно иметь в виду, что тревога смерти, при всей своей вездесущности и всепроникающих последствиях, обитает в глубочайших пластах нашего существа, мощно подавляется и редко переживается в своей полноте. Тревога смерти сама по себе обычно не находится на поверхности в клинических картинах, нечасто становится она и явной темой психотерапии — тем более, краткосрочной — у большинства пациентов.

Однако некоторые пациенты с самого начала терапии полны переживания открытой тревоги смерти.

В рамках экзистенциального подхода [Камю А., Кьеркегор С., Сартр Ж.-П., Тиллих В отечественной психологии представления о страхе смерти широко . Страх смерти описывается в работе на ценностно-смысловом уровне.

Для многих философски образованных людей этот термин несет в себе целый ряд значений: Хотя экзистенциальные мыслители могут занимать разные позиции, все они исходят из одного допущения: Таким образом, существование — ключевое понятие в моем подходе. Экзистенциальный подход — лишь один из множества психотерапевтических методов, объединенных общей целью: Ответ легко доступен и находится внутри нас.

Ненадолго отложите все дела и просто подумайте о своем существовании. Постарайтесь не отвлекаться, отбросьте все теории и убеждения и поразмышляйте о своем положении в мире. Это вопросы смерти, одиночества, смысла жизни и свободы. В процессе лечения, однако, обязательно возникнут и вопросы смысла жизни, одиночества и свободы. Экзистенциально ориентированные, но стоящие на разных позициях психотерапевты могут выстроить иерархию различным образом.

Так, Карл Юнг и Виктор Франкл подчеркивают, что большинство пациентов обращаются к терапии из-за потери смысла жизни.

Ирвин Ялом - Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти

Эта моя заметка сейчас более направлена на коллег, нежели на клиентов. Возможно, кому-то покажется полезной. Психотерапевту в работе с клиентами с темой смерти важно проанализировать собственные установки и чувства к смерти. Предлагаю вам такой опыт — прикосновение к этой теме. Возможно, в ходе чтения возникнет вот тот важный вопрос: А если есть вопрос, то ответ обязательно отыщется.

Что такое Экзистенциальная терапия и как она работает. Широко известны его научные работы, числе и после опыта концлагеря, Жизнь без страха смерти» психотерапевт приходит к парадоксальному.

Подобное обращение психотерапевтовк первоосновам человеческого Бытия [] , предельным категориям его существования, былоотнюдь не случайным. Его обусловливал ряд как внешних по отношению к психотерапевтическому сообществу, так и внутренних причин. Их проявление было ограничено жесткими социальными ритуалами: Религия все больше отделялась от повседневности, в основном реализуясь в специальных, отведенных ей светской жизнью, случаях. Этика расходилась с бизнесом, шагающим в ногу со всеобщей индустриализацией.

Ницше о том, что успех индустриальной системы с ее накоплением капитала причем деньги полностью отделены от реального продукта человеческих рук оказывает деперсонализирующий и дегуманизирующий эффект на человека и его отношения с другими, превращая людей из субъектов в объекты технологического воздействия. В науке в это время, по меткому выражению Э. Особенно это касалось наук о человеке. Революции и мировые войны, выход в космос, проникновение в макро—и микромиры, коммунизм и фашизм, небывалый научно—технический прогресс — все это неизбежно привело к поиску причин подобных перемен и, как следствие, переосмыслению самих основ человеческой жизни.

Мало того, психотерапевтам стали предъявляться жалобы на такие нетрадиционные симптомы, как одиночество, скука, недовольство жизнью, потеря смысла существования, духовная атрофия и т. Своими корнями экзистенциальная психотерапия глубоко уходит в идеи как классической [] , так и современной европейской философии, без рассмотрения чего невозможно понимание того мировоззрения, которое стоит за сложившимися в ней положениями и техниками.

Кроме того, что многие свои понятия экзистенциальная психотерапия позаимствовала из словаря экзистенциализма экзистенция, чувство бытия, подлинность и т.

ГЛАВА 7 РАБОТА СО СТРАХОМ СМЕРТИ: РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОТЕРАПЕВТАМ - Учимся признавать страх смерти

Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо. Экзистенциальный подход включен далеко не во все программы подготовки психотерапевтов кое-где он даже не упоминается. Для многих философски образованных людей этот термин несет в себе целый ряд значений:

Грегори Зилбург (Gregory Zilboorg) в связи со страхом смерти заявил:"Если бы работе, служит именно вытеснение – вследствие него тревога смерти .

Он знаком практически каждому. Его экзистенциальное присутствие в человеческой жизни блестяще описано Ирвином Яломом: Страх смерти имеет огромное значение в нашем внутреннем опыте: Но все же обычно этот страх не разрушает жизнь. Каждый человек проделывает немалую внутреннюю работу, чтобы научиться жить с этим страхом и защищаться от него. Однако чрезмерно жесткие защиты, основанные на отрицании, игнорировании этой данности нашего существования, при определенных обстоятельствах не выдерживают и могут порождать различные формы психической патологии, прежде всего тревожные расстройства, экстремальный рост которых в современной культуре отмечается многими авторами Шиньон, Смерть как неотъемлемая часть человеческой жизни давно оказалась на задворках современной культуры.

Ее, как нищенку или незванного гостя, не пускают через парадный ход, но за это она мстит современному человеку, повергая его в состояние страха и полной растерянности при неизбежной встрече. Египтяне имели обычай во время празднеств вносить в торжественную залу наряду с лучшими яствами мумию какого-нибудь покойника, а после пира показывали присутствующим огромное изображение смерти. Ликург учил, что близость кладбищ к жилищам человека, присутствие множества людей на похоронах необходимы, чтобы изо дня в день напоминать каждому об ожидающей его судьбе.

Часть 2 Страх смерти.

Жизнь без страха не только возможна, а абсолютно доступна! Узнай как можно стать бесстрашным, кликни здесь!